#

Православный интернет-магазин "Лампада"

Что Есть Соблюдение Поста?

Соблюдение поста имеет древнюю традицию. Пост был установлен в раю Господом Богом, Который повелел Адаму не вкушать от древа познания добра и зла (Быт. 2:17). В первых главах Книги Бытия утверждается, что смысл человеческой жизни заключается в обожении – растворении себя в Боге. Путь к данной цели направлен исключительно через постоянный духовный и физический труд. Попытки перепрыгнуть через трудности, получить Божию благодать без усилий заканчиваются падением. Может показаться, что Адам и Ева нарушили пост с благими намерениями – они хотели стать как боги (Быт. 3:5), то есть, достичь обожения. Желали, прийти к той цели, какую им установил Господь. Однако невозможно стать Богом без Бога. Дальнейший ход человеческой истории показывает, что пост является необходимым и обязательным условием принятия божественной благодати и нашего спасения. Великие ветхозаветные праведники Моисей и Илия совершали сорокадневный пост перед видением божественных откровений. Пост соблюдали фарисеи и назореи. Пожизненным постником был «больший из рождённых жёнами» пророк Иоанн Предтеча.

Важно понимать, что обязательное соблюдение поста закрепляется в Новом Завете. Господь Иисус Христос, Который пришёл не нарушить закон, но исполнить (Мф. 5:17), Сам постился сорок дней в пустыне. Духовная жизнь христианина немыслима без поста. Как говорит апостол Павел, мы постоянно ведём брань против духов злобы поднебесной (Еф. 6:12). И как ученики Господа не смогли исцелить одержимого духом немым, так и нам не искоренить свои страсти иначе, как молитвой и постом (Мк. 9:29).

Как упоминается в древних патериках, в первом тысячелетии христиане соблюдали пост крайне жёстко. Исполняя заповедь о совершенстве (Мф. 5:48), и монахи, и миряне воздерживались от пищи в первые три дня Великого поста. Наиболее требовательные к себе пытались практически ничего не вкушать в течение святой четыредесятницы. Подобные традиции соблюдения Великого поста нашли отражение в Типиконе – правилах обители Саввы Освященного близ Иерусалима. Именно устав данного монастыря сейчас официально применяется как мера пищевого исполнения поста. Великим постом Типикон устанавливает сухоядение – употребление растительной пищи без масла. В редкие постовые дни христианам разрешается вкушение еды с растительным маслом. Ослабить меру Великого поста кусочком рыбы и бокалом вина можно лишь в дни двунадесятых праздников – Входа Господня в Иерусалим и Благовещения Пресвятой Богородицы. Несмотря на это, некоторые современные священники благословляют мирян употреблять в пищу рыбу и вино в субботние и воскресные дни, а также ослабляют меру пищевого поста. Есть ли здесь противоречие?

Обратимся к истории. Православие в нашей стране выдержало годы гонений. Прошло всего 30 лет, как в России вновь открылись храмы. Ещё вчера мы находились в положении оглашенных и новоначальных. Поэтому в православной жизни акцент ставился на физическое и душевное, прежде всего, на пищевое соблюдение поста. Безусловно, такие ограничения важны для духовной жизни. Как утверждает преподобный Исаак Сирин: «Что пламень огненный в сухих дровах, то и тело при наполненном чреве». Такого же мнения придерживается святитель Феофан Затворник: «Кто не распинает плоти, тот не Христов, не христианин. И вся жизнь у нас должна проходить в умерщвлении и порабощении плоти». Однако духовное делание состоит не в уменьшении количества принимаемой пищи как самоцели, а в стяжании Святого Духа, как об этом свидетельствует преподобный Серафим Саровский. По словам апостола Павла: «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1 Кор. 8:8). «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст» (Мф. 15:11). Действительно, лучше в пост съесть мяса, чем есть ближнего. 

В дни Великого поста важно не надорваться и соизмерять свои силы. В противном случае, не осилив установленную высоту, после падения можно не подняться. Как замечает Карл Льиюс в повести «Письма Баламута», отошедший «…сам захочет, чтобы его молитвы не были сердечными, ибо ничто не испугает его больше, чем непосредственное присутствие Бога. Он станет стремиться к тому, чтобы спящая совесть лгала». Страшного состояния отчаяния от невыполнения завышенных гордыней задач можно избежать. Поэтому священники советуют каждому выполнять Великий пост в меру своих духовных и физических сил.

Не забывая о пищевых ограничениях, во время поста необходимо обратить внимание на духовную составляющую, на искоренение страстей, на воссоздание в себе образа Божьего, потерянного в суете ежедневных проблем. Один из столпов православия святитель Василий Великий предупреждает: «Берегитесь измерять пост простым воздержанием от пищи. Тот, кто воздерживается от пищи, а ведет себя неподобающе, уподобляется диаволу, который хотя ничего не ест, однако ж не перестает грешить». Подобным образом учит нас святитель Иоанн Златоуст: «Постящемуся более всего нужно обуздывать гнев, приучаться к кротости и снисходительности, иметь сокрушенное сердце, изгонять нечистые пожелания представлением того неусыпающего огня и нелицеприятного суда, быть выше денежных расчетов, в милостыне показывать великую щедрость, изгонять из души всякую злобу на ближнего». 

Если проводить пост как учат святые отцы и прибавить к этому посещение великопостных богослужений (хотя бы основных), молитву и дела милосердия, то Воскресение Господне мы действительно встретим обновлёнными, почувствуем весну души. И именно о нас будут свидетельствовать слова пасхального богослужения – «Воскресение Христово видевше». 

Константин Бернатович

Читать также
28.04.2018
Заходя в храм, ощущаешь себя причастником чего-то иного, Иного бытия. Иного мира. Мира, который не здесь, а который там. Мира, который нам дал Сам Господь Иисус Христос, сказавший в ту самую ночь своим ученикам: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам.
10.05.2018
«Нынче Муха-Цокотуха именинница». Эти слова мы привыкли слышать с детства. Ещё не понимая их смысл, мы чувствовали, что именины – особый день, который больше и значимее дня собственного рождения.
#
Православный интернет-магазин "Лампада"
Принимаем оплаты

Товар добавлен в корзину

Продолжить покупки Перейти в корзину
Для покупки в 1 клик введите Ваш номер телефона
Вы успешно совершили покупку. Наш менеджер в ближайшее время свяжется с вами.
Забыли пароль? Мы можем его восстановить

Спасибо за регистрацию, на вашу почту выслано письмо с подтверждением регистрации

Ваш новый пароль и дальнейшие инструкции высланы на вашу почту