Заходя в храм, ощущаешь себя причастником чего-то иного, Иного бытия. Иного мира. Мира, который не здесь, а который там. Мира, который нам дал Сам Господь Иисус Христос, сказавший в ту самую ночь своим ученикам: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. (Ин. 14:27). И видимым, тёплым восприятием этого мира для нас в храме является простая свеча, горящая на подсвечнике или на лампаде…
Не обращая раньше внимания на свечи, в этот раз я всмотрелся в них. Великое множество свечей, больших и маленьких, светлых и тёмных ждало меня возле свечной лавки. Взяв две из них, одну для Божией Матери, а вторую для Пророка Божия Илии, в честь которого освящён наш храм, я внезапно заметил разницу. Одна свеча была темнее, от неё исходил приятный аромат как из леса. От мягкой свечки тянуло мёдом, который вкушаешь на солнечной поляне где-то в лесу нежным августовским днём. От второй свечи, напротив, тянулся запах, похожий на какой-то раствор из колбы, которую мы с друзьями как-то нюхали в школьном кабинете химического класса лет так двадцать назад. Школу-то я давно закончил, да и химию практически забыл, а вот тот неприятный запах вспоминается доныне. «Надо будет узнать, в чём разница у этих свечей, - подумал я». Но не успел я это подумать, как сзади услышал чьи-то лёгкие шаги. Оглянувшись, я увидел, как возле меня появилась старая бабушка, которая не пропускает в нашем храме ни одну Божественную литургию воскресным днём.
«Что, внучок? Интересуешься свечками?» - спросила она.
«Да, - ответил я, - вот не пойму, почему они так друг от друга отличаются. Может в этом есть какой-то смысл».
«А давай-ка я тебе расскажу и про свечи, и чем они друг от друга отличаются. Но сначала зажги свечи перед иконами», - предложила старушка.
«С удовольствием», - ответил я.
И мы тихонько присели на лавочку в самом конце срединной части храма. Бабушка начала свой рассказ, я приготовился слушать. А сверху на нас с Черниговского образа взирала Пресвятая Богородица.
«Обычай возжигать свечи во славу Господу пошёл ещё с глубокой древности, - тихо начала старушка, - перед изготовлением скинии, Бог наказал Моисею соорудить светильник с семью лампадами из чистого золота. «И сделай светильник из золота чистого; чеканный должен быть сей светильник; стебель его, ветви его, чашечки его, яблоки его и цветы его должны выходить из него» (Исх. 25:31). Требования Господа ко всему, что касалось скинии, были самыми высокими, чтобы светильник во славу Его горел не переставая. «И вели сынам Израилевым, чтобы они приносили тебе елей чистый, выбитый из маслин, для освещения, чтобы горел светильник во всякое время». (Исх. 27:20). Знаешь, много протестантов сейчас развелось вокруг. Твердят они без умолку, что знают Слово Божие, что они люди Книги. А вот в храмы наши не ходят, отрицают богослужение, свечи. И как они не видят в Библии, с которой не расстаются, чего хочет Бог, какова Его воля!».
Старушка взяла Библию и начала по порядку читать:
«Смотри, что Господь Бог говорит о богослужении. «На нём Аарон будет курить благовонным курением; каждое утро, когда он приготовляет лампады, будет курить им; и когда Аарон зажигает лампады вечером, он будет курить им: это – всегдашнее курение пред Господом в роды ваши» (Исх. 30:7-8).
А вот уже псалмопевец царь Давид восклицает: «Ты, Господи, светильник мой» (II Цар. 22:29), «Слово Твое — светильник ноге моей» (Пс. 118:105). Издавна горение светильника считалось символом присутствия и водительства Божия. А символы нам, немощным, постоянно помогают приблизиться к непостижимому Богу.
После Боговоплощения Иисус Христос нередко уподоблял свече апостолов. «И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Мф. 5:15). Можем ещё открыть Мк. 4:21, Лк. 8:16, Лк. 11:33. А после Вознесения Христова первые христиане при свечах проводили первые богослужения и молитвы. Апостол Лука, автор Деяний Святых Апостолов, свидетельствует, что «в горнице, где мы собрались, было довольно светильников» (Деян. 20:8). И конечно же, именно восковые свечи были спутниками христиан в их духовном пути. Тем более, что других-то свечей и не было.
Но эпохи сменяли одна другую. Из натурального хозяйства выросло рыночное. Начало Нового времени ознаменовала первая индустриальная революция. Люди стали думать, как облегчить свой труд. А ещё, как заработать больше денег. Стало понятно, что при появлении новых технологий свечи не обязательно изготавливать из натурального природного продукта. Первым свечным материалом стал стеарин. Но довольно быстро его заменил парафин. Одну такую парафиновую свечу ты и купил в церковной лавке.
«Но может и нет ничего плохого в появлении парафиновых свечей – спросил я, - конечно. раньше использовался только воск. Но ведь во времена апостола Павла и, тем более, Моисея люди не знали о существовании новых технологий».
«Давай посмотрим, что об этом говорят Церковь и святые отцы, - не споря, ответила мне старушка, - Книгу Деяний Святых Апостолов мы с тобой уже открывали. 71-е и 72-е Апостольские правила прямо указывают на постоянное употребление воска в церковной жизни первых веков. Более того, похищение воска являлось основанием отлучения от Церкви. Позже о необходимости возжигания восковых свечей пишет святой XV века Симеон, епископ Солунский. «Воск, – говорит он, – как вещество самое чистое, означает чистоту нашу и искренность приношения; воск, как вещество, на котором можно отпечатлевать предметы, означает печать или знамение креста, которое возлагается на нас в крещении и миропомазании; воск, как вещество мягкое и удобосгибаемое, означает наше послушание и готовность покаяться в своей греховной жизни; воск, собираемый с благоуханных цветов, означает благодать Св. Духа, воск, составленный из множества цветов, означает приношение, делаемое всеми христианами; воск, как вещество сжигаемое, означает наше обожжение (т. е. естество наше, очищаемое божественным огнем); и наконец воск, в котором горит огонь, и этот самый свет, постоянно горящий, означает соединение и крепость взаимной нашей любви и мира» (см. Новая скрижаль. Гл. 134. С. 40).
«А вот уже мнение практически наших современников, архиереев, которые служили в Российской империи перед Революцией 1917 года. Смотри, внучок, - и старушка достала старую помятую книгу, - Святейший Синод 4 мая 1882 года определил, что в церквах должны употребляться свечи только из чистого пчелиного воска».
«Да. Но мне всё же ещё непонятно, почему парафиновая свеча так отличается от обычной восковой», - спросил я.
«Очень просто, - ответила старушка, - помнишь, в начале беседы ты зажёг свечи перед иконами. Посмотри теперь на них».
Я посмотрел на свечи. Восковая свеча на подсвечнике возле иконы Пресвятой Богородицы ещё вовсю горела и источала свет. А вот парафиновая свеча практически догорела. От неё оставался лишь маленький огарок.
«Вот тебе первая разница, - сказала бабушка, - парафиновые свечи горят, максимум 15 минут, а восковые в 2-3 раза дольше. Ой, смотри. Пока я говорила, парафиновая свеча погасла. Отсюда вторая разница. Восковая свеча не гаснет, но догорает до конца. А что ты сам заметил?»
«Заметил сразу, что они не похожи внешне, - ответил я, - парафиновые свечи светлые, восковые же желтые. А по мере горения могут плавно становиться оранжевыми».
«Точно, - поддакнула старушка, - это из-за того, что свечи из пчелиного воска имеют богатый, теплый медовый аромат и приятный золотистый цвет натурального воска. Можно даже сказать, что свечи из натурального воска – это естественные аромасвечи, так как их аромат обусловлен самим материалом, а не посторонними добавками, как у парафиновых свечей. К сожалению, многие люди прибегают в храм как бы по делам. Поставить свечку, попросить здоровья, денег и удачи. При этом обращают внимание только на цену свечи, а не на то, из чего они сделаны. А ведь дешёвые свечи изготовляют искусственным путём из церезина или австрийской смолы, как её ещё называют. Дым, копоть и гарь от таких свечей закапчивают иконостасы, влияют на здоровье христиан. Что делается».
Бабушка сокрушённо помолчала и продолжила: «Даже геологи признают, что церезин это сгущенная нефть. А малоочищеные сорта церезина имеют сильный запах нефти, похожий на запах керосина. От копоти и гари таких свечей у человека возникает сильная головная боль, тошнота, головокружение, а главное, появляется подсознательный страх. Так эти свечи влияют даже на психическое здоровье».
Мы немного помолчали. Мне нужно было осознать услышанное. А бабушка…
… А бабушка тихо сидела, и по-видимому, просто молилась. Я посмотрел на подсвечник возле Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Моя свеча почти догорела. Я поблагодарил старушку за разговор и тихо вышел из храма.
Константин Бернатович
Товар добавлен в корзину
Перейти в корзину